Педагогическая деятельность Макаренко: его труды и методики

А.С. Макаренко советский педолог и педагог, считавший, что только через искренность и доверие с элементами дисциплины, а также ответственности, помогает правильному раскрытию личности. Почти вся его жизнь была посвящена воспитанникам коммуны, которую он основал и возглавлял с 1920 до переезда в Москву в 1937 г.

Его педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность Антона Семёновича начата в Кременчуге в 1905 году, по окончании педагогических курсов. Трудился он в эти годы простым учителем. Продолжил своё образование в Полтавском учительском институте с 1914 по 1917 года, окончив его с отличием и золотой медалью.

В период с 1917 – 1919 год работал, при Крюковских вагонных мастерских, заведующим в железнодорожной школе.

биография педагога антона макаренко

После переезда в Полтаву и получения нового назначения в 1920 году, целью, которого было открытие учебно-воспитательной колонии, где несовершеннолетние правонарушители – начинающие преступники, благодаря труду и учёбе, могли бы выправиться и стать достойными представителями молодой республики. Для трудовой колонии А.С. Макаренко получил поместье в селе Ковалёвка. За время существования этому учебному заведению было проведено два переименования учреждения. Первое в 1921-м году, колонии назвали в честь Максима Горького (с его разрешения). Он был тогда ещё жив и даже однажды приезжал к ребятам в гости. И через пять лет, когда была переведена под Харьков, в Куряжский монастырь. Далее было проведено переименование и присвоение имени самого Ф.Э.Дзержинского.

Справка! А.С. Макаренко руководил этим учебным исправительно-трудовым заведением с 1920 по 1928 года.

Педагогические труды Макаренко

За время своей работы Макаренко подготовил и опубликовал многое из своих наработок. Основными трудами А.С. Макаренко по теме педагогики и воспитания, надо сказать, и сегодня не потерявшими своей актуальности, стали:

  • Главный труд – «Педагогическая поэма». Над этим произведением он работал в течение 10-ти лет. С 1925-го года по 1935-ый;
  • В 1932-м году у него выходят: очерк «ФД1»; пьеса «Мажор»; рассказ «Марш 30-го г.»;
  • В 1937-м г. Макаренко представил общественности своё первое большое художественно-теоретическое сочинение «Книгу для родителей»;
  • Далее он пишет произведения художественные, но полностью отражающие реальность. Среди них: «Флаги на башнях» и «Методика организации воспитательного процесса» от 1938-го года; повесть «Честь»; роман «Пути поколения» (к сожалению, он не закончен).

книга антон макаренко флаги на башнях

  • В это же время вышли специальные педагогические методические разработки. Среди них известны: «Воспитание ребёнка в условиях семьи и школы»; «Коммунистическое воспитание и поведение»; «Разговор о воспитании»; «Методика организации воспитательного процесса».

Что он принес нового в педагогику?

Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.

Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:

  • Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.

Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.

принципы педагогики антона макаренко

Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.

  • Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта – попеременно.

Для этого было необходимо:

  1. Принять на себя руководство проектом.
  2. Составить его план.
  3. Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
  4. Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
  5. Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.
  • Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.

трудовая педагогика по антону макаренко

Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.

Цитаты Макаренко о педагогике

Макаренко принес немало полезных методик в педагогику. Его труды разобрали на цитаты и вот одни из них:

  • «Невозможно научить человека быть счастливым, но воспитать его, чтобы он был счастливым, можно и нужно».
  • «Всегда необходимо соблюдать строгую дисциплину, обязательно выполнять всё то, что неприятно, но, несмотря на нежелание, очень нужно сделать. Это и есть дисциплинированность».
  • «Хорошие черты в человеке приходится взрослым – родителям и учителям – проектировать, закреплять, акцентируя на этом учащихся. Это главное, что обязан делать педагог…».
  • «Воспитательным процессом следует заниматься постоянно. Отдельные его детали разрешаются в общем тоне семьи. А общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается примером Вашей собственной жизни и Вашего собственного поведения».
  • «Настоящая педагогика только та, что повторяет педагогику всего общества.»
  • «Советская новая педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если вычеркнуть из логического построения коллектив».

«Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива, и если нарушитель открыто и осознанно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива».

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: